Психотерапия
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОТЕРАПИИ
И ВОЗМОЖНОСТИ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
© И. К. Нурмеев, 2020
Практически почти всегда, когда речь заходит о причине появления того или иного симптома, возникает вопрос о том, что этот симптом (буквально – др.-греч. σύμπτωμα «приключение, случай, несчастье»[1]) хочет нам сообщить.
Особое значение смысловое содержание симптома приобретает в психологии, психиатрии и психотерапии, то есть в тех областях, в которых основной акцент делается на симптомах психологической, психопатологической и психосоматической направленности.
В зависимости от того, какое из множества существующих направлений психотерапии будет выбрано в данном конкретном случае у конкретного человека, от степени его включенности в терапию, от общего положительного настроя на излечение и от глубины проработки симптомов, а также от понимания поставленных целей и задач, можно предполагать, какой результат и в течение какого срока мы сможем получить на выходе.
Цели терапии могут быть самыми разными и ограничиваться, например, устранением (или преодолением) какого-либо беспокоящего психологического симптома или же распространяться до масштабов последовательного обретения человеком изначально заданной для него целостности.
В связи с этим следует вспомнить о нескольких краеугольных для психологии XX века понятиях: юнгианская «индивидуация» и зародившиеся в психологии и педагогике гуманистического направления термины «личностный рост», «самореализация» и «самоактуализация».
Индивидуация – одно из основных понятий аналитической психологии К.Г.Юнга, означающее процесс становления личности, такого психологического развития её, при котором реализуются индивидуальные задатки и уникальные особенности человека. К.Г.Юнг проводил различие между индивидуализмом и индивидуацией. Индивидуализм – это подчеркивание мнимого своеобразия в противовес чему бы то не было; индивидуация же – это более совершенное исполнение человеком своего предназначения в жизни. Индивидуализм есть противоестественное развитие человека; тогда как индивидуация – естественное развитие, предполагающее самостановление человека.
Индивидуация представляет собой спонтанный, естественный процесс в рамках психической субстанции, и потенциально она свойственна любому человеку, хотя и не осознается большинством людей. В отсутствие торможений, препятствий или искажений, обусловленных тем или иным расстройством психики, индивидуация – это процесс созревания или развертывания, психический эквивалент физического процесса роста и взросления.
Подобным «индивидуации» является понятие «личностного роста», изначально сформулированное в рамках гуманистической концепции К.Роджерса и А.Маслоу, а в настоящее время широко используемое и другими психологическими направлениями.
Представление о личностном росте основывается на позитивном видении изначальной природы человека и возможности развития внутреннего потенциала. Однако далеко не все современные психологические концепции исходят из наличия у человека доброй, конструктивной и саморазвивающейся сущности, и по представлению о сущностной природе и потенциале человека эти концепции разделяются на четыре группы[2]:
Природа человека | Смысл воспитания | Основные представители |
Безусловно позитивная | Помощь в актуализации | Концепции К.Роджерса, А.Маслоу |
Условно позитивная | Помощь в выборе | Экзистенциальный подход В.Франкла, Дж.Бюдженталя |
Нейтральная | Формирование, коррекция | Бихевиоризм, большинство подходов в советской психологии |
Повреждённая | Исправление, компенсация | Классический фрейдизм, представители ортодоксальной православной психологии |
К первой группе, которая утверждает безусловно-позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, раскрывающегося при соответствующих условиях, относятся представители школы К.Роджерса и А.Маслоу. В данном подходе личностный рост естественен, хотя может быть заторможен в случае негативного окружения и поддержан окружением позитивным.
Более осторожного взгляда на человека придерживается экзистенциальный подход В.Франкла и Дж.Бюдженталя, который исходит из того, что изначально человек не обладает сущностью, но обретает её в результате самосозидания, причём позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбора человека.
Согласно бихевиоризму и большинству подходов в советской психологии, у человека природной сущности нет, и он изначально представляет собой нейтральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая им «сущность». В данном подходе о личностном росте в точном смысле говорить затруднительно, и можно говорить скорее о возможности личностного развития.
Согласно взглядам христианской антропологии, природа человеческого естества после грехопадения Адама находится в извращённом состоянии, а его «самость» есть не личностный потенциал, но преграда между человеком и Богом, а также и между людьми. Христианский идеал человека простого, смиренного и целомудренного бесконечно далёк от гуманистического идеала успешно адаптирующейся в этом мире самореализующейся, самодостаточной личности, наслаждающейся актуальным моментом, верящей в «могущество человеческих возможностей». По православному учению, человеческая душа не только стремится к высшему, но и подвержена наклонности ко греху, которая лежит не на периферии духовной жизни, но поражает самую её глубину, извращая все движения духа. Нечто подобное, но с абсолютно другой изначально заданной интенцией, можно сказать и о классическом психоанализе. Разработанная З.Фрейдом теория личности представила человека как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического – в неосознанном.
В ряде других направлений психологии и психотерапии, таких, например, как нейролингвистическое программирование (НЛП) понятие «личностный рост» не используется, поскольку этот подход только моделирует успешные технологии и принципиально отказывается решать вопросы «что в природе человека есть на самом деле».
Последнее время понятие «личностный рост» стало часто использоваться в рекламных целях, для завлечения в группы и организации с сомнительным с точки зрения научной психологии статусом, иногда причисляемые к психокультам, в группы Нью-эйдж и в новые религиозные движения[3].
Самореализация (от русского само- и лат. realis – вещественный, действительный) – реализация потенциала личности.
Аристотель писал, что счастье достижимо через реализацию своих потенциальных возможностей.
Проблематику самореализации активно разрабатывал американский психолог А.Маслоу.
А.Маслоу считал, что потребность в самореализации является последней по очерёдности из потребностей человека, в соответствии с «пирамидой потребностей». По мере удовлетворения нижележащих потребностей, всё более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на «пирамиде потребностей». Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться[4].
Самоактуализация (от лат. actualis – действительный, настоящий; самовыражение) — стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается на роль главного мотивационного фактора в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.
В психологии и педагогике гуманистического направления утверждается, что только с помощью самоактуализации человеку возможно реализовать себя, обрести смысл своего существования, стать тем, кем он способен стать, «а не тем, кем ему навязывают быть окружающие».
По мнению А.Маслоу, самоактуализация – это стремление стать всем тем, что возможно; желание в самосовершенствовании, саморазвитии, в воплощении в жизнь своего потенциала. Такой маршрут нелегок, его сопровождает чувство страха и тревоги в связи с неизвестностью и ответственностью, но он ведет к насыщенной, наполненной, внутренне богатой жизни. По мнению К.Роджерса, самоактуализация – это та великая движимая сила, которая заставляет человека постоянно развиваться, начиная с самого рождения до смерти, включая его творческие порывы. Самоактуализирующийся человек – «полностью функционирующая личность»; его черты очень схожи с чертами ребёнка: он так же самостоятельно изучает и оценивает мир, беря пример со взрослых.
Д.А.Леонтьев, являясь представителем гуманистического направления отечественной психологии, говорит: «Самоактуализация – процесс развертывания и созревания изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей». Также он цитирует А. Маслоу, отмечая: «Разные авторы называют ее по-разному: самоактуализация, самореализация, интеграция, психическое здоровье, индивидуализация, автономия, креативность, продуктивность, – но все они согласны в том, что все это синонимы реализации потенций индивида, становление человека в полном смысле этого слова, становление тем, чем он может стать».
Понятие «самоактуализация» имеет два основных значения. Первое: его можно применить в рамках мотивации, то есть как мотив для наибольшей реализации личностных возможностей. Второе: это финальный период становления личности (согласно теории личности А.Маслоу). После закрытия всех основных потребностей (физиологических, потребности в безопасности, социальных) человек может подойти к самым высоким уровням осознания, где он понимает проблемы и задачи окружающего мира и не борется с ними. Индивиды, достигшие уровня самоактуализации, испытывают полное принятие себя со своими недостатками и затруднениями и тянутся к творчеству на протяжении всего периода жизни[5].
Большинство из существующих в настоящее время направлений психотерапии, в своей практической деятельности реализуют самые разнообразные теории личности.
Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности[6].
Так, в упомянутой выше, аналитической психологии, основателем которой является К.Г.Юнг, главным источником развития личности считаются врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи – «архетипы», а смысл жизни каждого человека – наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием. Основные элементы личности – это психологические свойства отдельных реализованных архетипов данного человека (черты характера).
В аналитической модели выделяют три основных концептуальных блока, или сферы личности:
- коллективное бессознательное – средоточие всего культурно-исторического опыта человечества;
- индивидуальное бессознательное – совокупность эмоционально заряженных мыслей и чувств («комплексов»), вытесненных из сознания;
- индивидуальное сознательное – структура, служащая основой самосознания, сознательной деятельности.
Целостность личности достигается за счет действия архетипа «самость», который обеспечивает «индивидуацию» человека (или выход из коллективного бессознательного). «Самость» организует, координирует, интегрирует все структуры психики человека в единое целое и создает его уникальность. Это достигается двумя способами такой интеграции:
- экстраверсия – установка на наполнение врожденных архетипов внешней информацией;
- интроверсия – ориентация на внутренний мир, на собственные переживания.
Рассмотрим также кратко несколько теорий личности, среди которых особое место занимает разработанная австрийским врачом неврологом и психиатром З.Фрейдом в конце XIX – начале XX веков психодинамическая теория, давшая мощный импульс большинству направлений психологии и психотерапии XX века.
- Психодинамическая теория личности. Разработана 3.Фрейдом, по мнению которого главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия – либидо (от лат. libido – влечение, желание). Эта энергия направлена, во-первых, на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во-вторых, на разрушение (агрессивное влечение).
Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или инстанции личности:
- ид («оно») – главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений;
- эго («Я») – совокупность преимущественно сознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, представляющих в широком смысле все наши знания о реальном мире;
- суперэго («сверх-Я») – структура, содержащая социальные нормы, установки, социальные ценности того общества, в котором живет человек.
Таким образом, в рамках психодинамической теории личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов – с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.
- Гуманистическая теория личности. Выделяются два основных направления: «клиническое» (К.Роджерс) и «мотивационное» (А.Маслоу). Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации.
По Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции: первая («самоактуализирующаяся тенденция») содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности; вторая («организмический отслеживающий процесс») представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я» и находится в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтность) до полной дисгармонии.
А.Г.Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые только усиливаются после их реализации. В качестве блоков личности выступают пять уровней мотивации: 1) физиологический; 2) потребности в безопасности (в жилище, на работе); 3) потребности в принадлежности (другому человеку, семье); 4) самооценки (самоуважения, компетенции, достоинства); 5) потребность в самоактуализации (в творчестве, красоте, целостности и т. д.). Автор сформулировал закон поступательного развития мотивации – от нижнего уровня к высшему (самоактуализации).
По мнению гуманистов, целостность личности, основное качество «полностью функционирующей личности», достигается в том случае, когда конгруэнтность между «реальным Я» и «идеальным Я» приближается к единице. Целостную личность характеризуют эффективное восприятие реальности; спонтанность, естественность и простота поведения; ориентация на решение проблемы, на дело; постоянная «детскость» восприятия; частое переживание «пиковых» чувств, экстаза; искреннее желание помочь всему человечеству; глубокие межличностные отношения; высокие моральные стандарты.
Таким образом, в рамках гуманистического подхода личность – это внутренний мир человеческого «Я» как результат самореализации.
- Теория личностных конструктов. По мнению ее основоположника Дж.Келли, главным источником развития личности является среда, социальное окружение. Эта теория подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. Главное понятие в этой теории – «конструкт», которое включает в себя особенности всех познавательных процессов. Конструкт – это своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя. Основополагающий постулат теории утверждает, что личностные процессы психологически обеспечивают человека таким образом, чтобы создать возможности максимального предсказания событий. У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, совместное функционирование которых обеспечивают целостные свойства личности.
Когнитивно сложная личность от когнитивно простой отличается следующими характеристиками: 1) имеет лучшее психическое здоровье; 2) лучше справляется со стрессом; 3) имеет более высокий уровень самооценки; 4) более адаптивна к новым ситуациям.
- Поведенческая теория личности. Основоположниками социального направления этой теории являются А.Бандура и Дж.Роттер. По их мнению, важную роль в развитии личности играют не столько внешние, сколько внутренние факторы, например, ожидание, цель, значимость и т. д. Бандура назвал поведение человека саморегуляцией, основная задача которой – обеспечивать самоэффективность, то есть совершать только те формы поведения, которые человек может реализовать, опираясь на внутренние факторы (подражание, опыт, самоинструктаж и т. д.).
Целостность свойств личности проявляется в единстве действия блоков субъективной значимости (структура, оценивающая предстоящее подкрепление) и доступности (структура, связанная с ожиданием получения подкрепления на основе прошлого опыта). Люди, которые не видят связи (или видят слабую связь) между своим поведением и их результатами (подкреплениями), по мнению Дж.Роттера, имеют внешний, или экстернальный «локус контроля» («экстерналы» не управляют ситуацией). Люди, которые видят четкую связь между своим поведением и его результатами, имеют внутренний, или интернальный «локус контроля» («интерналы» управляют ситуацией).
Согласно поведенческой теории личности, структура личности – это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.
- Диспозиционная теория личности. Согласно диспозиционной (от англ. disposition – предрасположенность) теории, главным источником развития личности являются факторы генно-средового взаимодействия. Так, Э.Кречмер установил связь между телесной конструкцией и типом характера, а также между телосложением и склонностью к определенному психическому заболеванию.
Г.Айзенк предположил, что такая личностная черта, как «интроверсия–экстраверсия» (замкнутость–общительность) обусловлена функционированием ретикулярной формации мозга. У интровертов она обеспечивает более высокий тонус коры, поэтому им не нужна излишняя сенсорная стимуляция, они избегают излишних контактов с внешним миром. Экстраверты, наоборот, тянутся к внешней сенсорной стимуляции, потому что у них пониженный тонус коры. Он отождествлял личностные свойства со свойствами темперамента. В его модели личности представлены три фундаментальных свойства: 1) интроверсия–экстраверсия; 2) нейротизм (эмоциональная неустойчивость – эмоциональная стабильность); 3) психотизм (большая выраженность этого признака, по мнению Айзенка, связана с повышенной предрасположенностью к психозу).
Представителем данного направления является также Г.Оллпорт – основоположник теории черт (черта – это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях). Он является сторонником выделения трех разновидностей черт: 1) кардинальная черта, присущая только одному человеку и пронизывающая все его поступки; 2) общие черты, характерные для большинства людей в пределах данной культуры (пунктуальность, общительность, добросовестность и т. п.); 3) вторичные черты, менее устойчивые, чем общие.
Приведем для наглядности таблицу[7], в которой кратко упоминаются основные психологические направления XX века, их основатели, представители и суть теорий.
Направления | Основатели, представители | Суть теорий |
Бихевиоризм | Джон Уотсон
Эдуард Торндайк Беррес Скиннер |
Поведение как основной объект исследования, отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики |
Психоанализ (фрейдизм) | Зигмунд Фрейд | Основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам, недооценивается ведущая роль сознания. |
Гештальтпсихология | Макс Вертхеймер
Вольфганг Кёлер Курт Коффка |
Попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта), не сводимого к сумме отдельных элементов восприятия. |
Гуманистическая психология | Карл Роджерс
Абрахам Маслоу Гордон Олпорт |
Человек воспринимается как активный, свободный, креативный и автономный субъект, обладающий стремлением к самореализации. |
Когнитивная психология | Ульрих Найссер | Психика рассматривается как системы когнитивных операций, основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психического процесса. |
Трансперсональная психология | Станислав Гроф
Роберто Асаджоли Карлфрид Дюркгейм |
Изучаются феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это – формы измененного сознания, спиритический опыт, сверхсенсорное восприятие, медитация, субъективный наркотический опыт, а также техники или вещества, изменяющие сознание. |
Интерактивная психология | Эрик Берн | Человек – существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие между людьми. Цель психологии – изучать законы общения, взаимодействия, конфликтов. |
Советская психология | И.М.Сеченов,
И.П.Павлов, В.М.Бехтерев |
Изучили условно-рефлекторные связи в функционировании организма, ставшие основой для выявления закономерностей высшей нервной деятельности. |
Л.С.Выготский | Разработал и ввел в науку понятие высших психических функций (мышление, память, речь, внимание) как социально обусловленных форм психики, а также создал культурно-исторической теорию психического развития человека. | |
С.Л.Рубинштейн | Основоположник теории деятельности, разработал деятельностный подход к анализу психических явлений (связь сознания и деятельности). | |
А.Н.Леонтьев | Детально обосновал общепсихологическую теорию деятельности. | |
А.Р.Лурия | Основоположник нейропсихологии, изучил мозговую локализацию высших психических функций и их нарушений. | |
П.Я.Гальперин | Разработал концепцию последовательного формирования умственных действий. |
Попытку систематизации и интеграции разнообразных направлений психологии и психотерапии впервые предпринял во второй половине 1970-х годов американский философ Кен Уилбер в своих первых двух книгах: The Spectrum of Consciousness (1977) и No Boundary: Eastern and Western Approaches to Personal Growth (1979). Вторая из них была переведена в 2004 году на русский язык под названием «Безграничное. Восточные и западные стратегии саморазвития человека».
(таблица) Уровни спектра и формы психотерапии
(методы, направленные на расширение отождествления до следующего уровня)
Уровень маски | Уровень эго | Уровень организма как целого |
Надличные диапазоны |
Обычное консультирование |
Психоанализ | Биоэнергетика Лоуэна |
Аналитическая психология Юнга |
Психодрама | Роджерианская психотерапия |
Психосинтез | |
Поддерживающая терапия |
Транзакционный анализ |
Гештальттерапия | Маслоу |
Психотерапия реальностью |
Экзистенциальный анализ |
Прогофф | |
Эго-психология | Логотерапия |
Здесь перспектива личностного роста рассматривается в отношении спектра сознания, на каждом из уровней которого располагаются соответствующие ему направления психотерапии.
Вот несколько самых общих примеров. Психоанализ и большинство форм традиционной психотерапии направлены на исцеление раскола между сознательными и бессознательными сторонами психики человека, чтобы он мог соприкоснуться со «всем, что у него на уме». Эти школы психотерапии усматривают свою задачу в воссоединении маски и тени с целью создания сильного и здорового эго, то есть неискаженного и приемлемого образа себя. Иными словами, все они ориентированы на уровень эго. Они пытаются помочь человеку-маске переделать карту своей души так, чтобы он стал эго.
Напротив, цель большинства школ так называемой гуманистической ориентации иная – они направлены на исцеление раскола между эго и телом, на воссоединение психики и соматики с целью возрождения целостного организма. Вот почему о гуманистической психологии, которую называют также «третьей силой» (другие две главные силы в западной психологии – это бихевиоризм и психоанализ), говорят и как о «Движении за осуществление возможностей человека». По мере расширения самоотождествления от ума или эго до организма как целого, огромные возможности последнего высвобождаются и становятся достоянием человека[8].
…Все это, конечно, очень упрощенная картина, но она дает общее представление о том, что большинство крупнейших психологических, психотерапевтических и религиозных школ обращены именно к разным уровням спектра сознания. Некоторые из таких соответствий приводятся в таблице «Уровни спектра и формы психотерапии», где основные школы психотерапии перечислены рядом с уровнями, на которые они преимущественно ориентированы. Следует подчеркнуть, что, как и в любом другом спектре, уровни спектра сознания переходят друг в друга постепенно, и поэтому никакая жесткая классификация уровней, равно как и обращенных к этим уровням форм психотерапии, невозможна. Далее, соотнося ту или иную психотерапию с тем или иным уровнем спектра, я имею в виду самый глубокий из уровней, явно или неявно признаваемых этой психотерапией. Вы обнаружите, что любая форма психотерапии будет принимать и признавать потенциальную возможность существования уровней, которые находятся над ее собственным, но отрицать существование уровней, которые находятся под ним.
Знакомство со спектром сознания, – с различными его уровнями, возможностями и проблемами этих уровней, – поможет человеку, как непрофессионалу, так и психотерапевту, лучше ориентироваться (или ориентировать своего клиента) на пути самопознания и саморазвития. Он сможет быстрее распознавать, к какому уровню относятся наличные проблемы и конфликты, и применять для их разрешения соответствующие данному уровню «терапевтические» средства. Он сможет также осознать, с какими уровнями и возможностями ему хотелось бы соприкоснуться, и какие процедуры могли бы ему в этом наилучшим образом способствовать.
Рост означает по сути дела расширение горизонтов, расширение своих границ вовне и в глубину.
[1] https://ru.wiktionary.org/wiki/симптом
[2]https://ru.wikipedia.org/wiki/Личностный_рост
[3] Там же
[4] Абрахам Маслоу. «Мотивация и личность» Motivation and Personality / Пер. А.М.Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 1999
[5] Там же
[6] Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов / В.А.Бодров – М.. ПЕР СЭ, 2001
[7] https://studfile.net/preview/2899525/page:5/
[8] Кен Уилбер. «Безграничное. Восточные и западные стратегии саморазвития человека» / Wilber K. No Boundary. Eastern and Western Approaches to Personal Growth Boulder / Перевод В.Данченко – PSYLIB, 2004